С мошенничеством в банке может столкнуться каждый. От противоправных действий своих сотрудников может пострадать и само кредитное учреждение. Ввиду специфического характера финансовых операций установить факты мошеннических действий удается только при комплексных мерах безопасности или в ходе расследования уголовных дел. В этом материале мы расскажем о нюансах преступных действий в банковском секторе, а также о расследовании подобных дел.
Банковское мошенничество со стороны сотрудников банка
Деятельность банков связана с оборотом наличных денежных средств и безналичными операциями по различным финансовым инструментам. Любые виды услуг осуществляются на основании лицензии, которую выдает Центробанк России. Различные департаменты ЦБ РФ обязаны контролировать деятельность банков, однако, как правило, выявление случаев махинаций происходит в результате работы собственной службы безопасности организаций или при проверке заявлений от пострадавших клиентов.
Операциями с наличными и безналичными средствами занимаются сотрудники различных подразделений финансовых учреждений. Именно по причине противоправных действий менеджеров происходит большая часть незаконных деяний. Выделим наиболее распространенные мошеннические схемы:
- аферы в сфере кредитования – оформление кредитных договоров на подставных или несуществующих лиц (граждан или предприятий) с последующим выводом средств, зачисление платежей на другие счета и т.д.;
- противоправные действия при работе с депозитами и вкладами – списания средств без одобрения клиентов, изъятие денег, оприходование не всей внесенной суммы, занижение суммы операции в платежных документах и т.д.;
- мошенничество при совершении расчетно-кассовых операций – проведение операций без ведома клиента, подмена банкнот на фальшивые купюры, списание процентов за совершение действий, не предусмотренных договором на обслуживание и т.д.
Обратите внимание!
Наибольшее количество афер происходит в территориальных подразделениях и филиалах банков, где отсутствует полноценная служба безопасности. Такие противоправные действия выявляются спустя значительное время после хищения, что существенно осложняет процедуру расследования.
Банковское мошенничество является уголовно наказуемым. Помимо общего состава ст. 159 УК РФ, законодатель предусмотрел два специальных нормы для преступлений в этой сфере:
- по ст. 159.1 УК РФ караются махинации в сфере кредитования граждан и юридических лиц;
- в ст. 159.3 УК РФ регламентировано наказания за противоправные действия с использованием кредитных карт.
Мошенничество и махинации с депозитами
Операции с депозитами заключаются в привлечении средств граждан или организаций на счета, во вклады или иные банковские инструменты для хранения и совершения операций. Мошенники могут совершать следующие действия для завладения чужими деньгами:
- зачисление сумм на счета подставных лиц. После этого следы преступления скрывают за счет переводов в другие банки;
- зачисление на депозит денежных средств в неполном размере. Остаток аферисты присваивают и распоряжаются им по своему усмотрению;
- перевод денег со счетов и вкладов без соответствующего распоряжения клиента;
- фальсификация платежных документов – указание реквизитов для зачисления средств на чужие счета, внесение в платежные поручения недостоверных данных о сумме зачисления и т.д.
Обратите внимание!
В большинстве случаев указанные махинации осуществляют сотрудники банка, имеющие непосредственный доступ к принятию наличных средств или финансовым операциям в безналичной форме.
Выявить такие случаи удается только спустя значительный период времени, когда клиент принимает решение о снятии средств и депозита или об ином варианте распоряжения деньгами.
Защита от такого способа мошенничества заключается в тщательной и своевременной проверке всех платежных документов – при любом факте нарушений необходимо незамедлительно обращаться в службу безопасности банка или правоохранительные органы. Если при проверке будет установлен факт технической ошибки, она будет исправлена в считанные минуты без серьезных последствий для сотрудников.
Мошенничество при расчетно-кассовом обслуживании
Расчетно-кассовое обслуживание заключается в приеме и выдаче наличных гражданам и организациям, оприходованию их на открытых счетах, оформлению документов по операциям. Сотрудники учреждений имеют доступ к большим суммам, в том числе к наличным деньгам, что нередко порождает преступные намерения.
Вот какие махинации могут осуществляться при расчетно-кассовом обслуживании:
- обман при пересчете денежных купюр – клиент может получить пачку, в которой недостает нескольких банкнот, также при пересчете без использования специального оборудования мошенник может подменить банкноты на фальшивые либо занизить полученную сумму;
- прием наличных денежных средств у граждан и предприятий без выдачи приходных документов, а также без зачисления на счет;
- удержание комиссии за пересчет, проверку или прием денежных средств, хотя банком такая выплата не предусмотрена.
Контролируйте действия, которые проводит кассир или другой сотрудник банка. При любых сомнениях нужно требовать вызова вышестоящего руководителя, пересчета денежных средств и проверки их на подлинность. Каждая операция должна подтверждаться выдачей документов – необходимо тщательно проверить все реквизиты квитанции или платежного поручения.
Как банки работают над предотвращением мошенничества?
Организации заинтересованы в привлечении клиентуры, сохранении деловой репутации и имиджа, а также обеспечении сохранности денежных средств. Поэтому каждое учреждение систематически совершенствует систему защиты и предотвращения преступлений:
- все операционные и кассовые места оборудуются камерами видеофиксации, обеспечивающими текущий контроль за действиями сотрудников и клиентов;
- внедряются системы автоматизированного пересчета и оприходования купюр, что минимизирует возможность махинаций при ручном пересчете денег;
- множество операций становятся доступными в системах онлайн-банкинга, что позволяет клиенту самостоятельно следить за правильность поступлений и переводов средств.
Обязательными являются повышение квалификации службы безопасности и модернизация средств защиты. По каждому обращению клиента оперативно проводится служебная проверка, что позволяет быстро установить противоправность действий сотрудника.
Кто проверяет банки на махинации?
Контроль за деятельностью каждого кредитного учреждения осуществляют профильные департаменты Центробанка РФ и Агентство по страхованию вкладов. Они могут проводить плановые и внеочередные проверки документации, проведенных операций, правил обращения с наличностью и т.д. Выявление нарушений грозит банку приостановкой или отзывом лицензии, поэтому руководство кредитного учреждения заинтересовано в объективности оценки и активно сотрудничает с проверяющими органами.
По обращениям граждан или юридических лиц проверку может инициировать следственный комитет, МВД или служба ФСБ. Как правило, основаниями являются сообщения о возможном преступлении, для этого у организации может изыматься документация.
Обратите внимание!
Сотрудников, имеющих отношение к спорной ситуации, будут проверять на предмет причастности к мошенничеству и хищению средств.
Банковские махинации
С развитием технологий множество банковских махинаций стали совершаться с использованием компьютерной техники и программного обеспечения. Для предотвращения и расследования таких противоправных действий в МВД функционирует отдел «К», а служба ФСБ осуществляет надзор за использованием средств компьютерной и криптографической безопасности.
Махинации в сфере онлайн-банкинга не всегда связаны с неосторожностью или невнимательностью клиента. Нередко уязвимость в системе безопасности дает возможность сотрудникам или посторонним лицам получить доступ к счетам и денежным средствам граждан. Выявление причин мошенничества помогает банкам совершенствовать меры безопасности для защиты денежных средств вкладчиков.